Зелёный Клин

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Это старая версия этой страницы, сохранённая Mamai2003 (обсуждение | вклад) в 15:12, 30 мая 2008 ( Новая страница: «'''Зеленый Клин''' – украинское историческое название южной территории Дальнего...»). Она может серьёзно отличаться от текущей версии.
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Зеленый Клин – украинское историческое название южной территории Дальнего Востока России (Амурская область, Забайкальский край, Приморский край, Сахалинская область и Хабаровский край). Клином украинцы называли земельный надел, колонизируемые земли. Известны также «Малиновый Клин» (Кубань) и «Сирый Клин» (юг Западной Сибири и север Казахстана).

Название Зеленый Клин появилось в конце XIX в. благодаря массовой эмиграции украинцев на юг дальневосточного региона Российской империи и вытеснило другое украинское название этого региона - Закитайщина. Первоначально под Зеленым Клином подразумевалась территория Приамурья и Уссурийского края, ставшая основным объектом украинской колонизации на Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX вв. Однако, когда на повестке политической жизни стал вопрос о необходимости создания Украинского государства на Тихом океане, Зеленый Клин получил более широкую интерпретацию - это территория от Байкала до Берингова пролива. Фактически все эти земли в годы Гражданской войны были охвачены общей борьбой украинцев за создание единого и независимого государства. В эти годы наряду с Зеленым Клином стали использоваться другие названия этой же территории - Зеленая Украина и Новая Украина.

Накануне 1917 г. на территории Зеленого Клина проживало около полутора миллионов человек, из которых почти миллион были украинцами. Следующим по численности этносом были казаки - забайкальские, амурские и уссурийские. Среди них было также немало украиноязычного населения. Особенно их много было среди уссурийских казаков, значительная часть которых пополнилась в начале XX в. кубанскими казаками. Последние, как известно, были потомками украинских казаков и сохранили на Кубани украинскую культуру. В Зеленый Клин активно переселялись и выходцы других славянских народов – сибиряки, белорусы, русские и поляки. Но при всем этом украинцы в Зеленом Клине, как и на родной Украине, были доминирующей по численности нацией.

Один из корреспондентов того времени, Иллич-Свитыч так описывал, например, г. Уссурийск в 1905 г.: «Это большое малорусское село. Главная и самая старая улица - Никольская. Вдоль всей улицы, по обеим сторонам, вытянулись белые мазанки, местами и теперь еще крытые соломой. В конце города, при слиянии Раковки с Супутинкой, как часто и на коренной Украине, устроен «ставок», подле которого живописно приютился «млынок», так что получалась бы вполне та картина, в которой «старый дид» в одной песне смущает «молоду дивчину» - «и ставок, и млынок, и вишневенький садок», если бы этот последний был налицо. Среди русского населения, не считая казаков, малороссы настолько преобладают, что сельских жителей городской, так называемый интеллигентный, называет не иначе, как «хохлами». И действительно, среди полтавцев, черниговцев, киевских, волынских и других украинцев переселенцы из великорусских губерний совершенно теряются, являясь как бы вкраплением в основной малорусский элемент. Базар в торговый день, например, в Никольске-Уссурийском весьма напоминает какое-нибудь местечко в Украине; та же масса круторогих волов, лениво пережевывающих жвачку подле возов, наполненных мешками муки, крупы, сала, свиных туш и т.п.; та же украинская одежда на людях. Повсюду слышится веселый, бойкий, оживленный малорусский говор, и в жаркий летний день можно подумать, что находишься где-нибудь в Миргороде, Решетиловке или Сорочинцах времен Гоголя».

В 1917 г. украинцев было в Приморском крае 80% от всего населения, в Амурской области и Хабаровском крае – 60%. С 1918 г. по 1922 г. Краевой секретариат Зеленного Клина (правительство) во главе с Юрием Глушко-Мовой и Дальневосточная Рада активно боролись за создание независимого украинского государства. В областных городах были созданы Окружные Рады (в том числе и в Маньчжурии), которые отстаивали интересы местных украинцев. Ежегодно проводился Дальневосточный украинский съезд. Однако отсутствие у Краевого секретариата регулярных вооруженных сил не позволяло захватить реальную политическую власть. Между тем украинцами предпринимались попытки создать свою армию на Дальнем Востоке: в 1917 г. в Харбине поручик Петр Твердовский сформировал два украинских батальона, в 1918 г. на станции Эхо генерал Б.Р.Хрещатицкий (атаман Дальневосточных украинских войск) – украинскую дивизию, в 1920 г. во Владивостоке генерал Вериго – два украинских полка, но каждый раз под угрозой расправы русские власти вынуждали плохо вооруженные украинские формирования или самораспуститься или отправиться на антибольшевистский фронт. В условиях катастрофической нехватки оружия украинские командиры не имели возможности дать вооруженный отпор русским войскам. Поэтому единственными вооруженными защитниками украинских интересов выступали партизанские отряды. Хорошо известен исторический факт, когда в 1920 г. г. Свободный (Амурская область) освободили партизаны под сине-желтым флагом. Но партизанские отряды были разрознены, не имели единого командования, поэтому они контролировали лишь отдельные островки территории Дальнего Востока. После прихода в 1922 г. Красной Армии большинство украинских партизанских отрядов было уничтожено, а украинские политические деятели были арестован и по решению Читинского суда (1922-24 гг.) приговорены к тюремному заключению.

Все же после того, как Дальневосточная республика была аннексирована Советской Россией, в Дальневосточном крае активно стала проводиться местными политиками украинизация. Украинцы Зеленого Клина получили почти все за что боролись: украинские школы и вуз (г.Хабаровск), украинский язык использовался как основной в районных и сельских органах власти, выпускалась пресса на украинском языке, открывались украинские театры и библиотеки. Однако в 1932 г. политическая ситуации в корне меняется. В отношении национальных меньшинств в Москве победила политика русского великодержавного шовинизма. В Дальневосточном крае за несколько лет было уничтожено все, что могло бы напоминать об украинской культуре и языке. Даже в паспортах почти всем украинцам записали русскими. Единственным центром политической борьбы за права украинцев Зеленого Клина оставался Харбин, где до 1945 г. активно действовала Украинская национальная колония (УНК) во главе с Юрием Роем.


Ссылка

А.С. Мамай, к.и.н. За Сибирью, где сольнце всходит, или почему не состоялась в Зеленом Клине вторая Украина. [1]